- СКАЧОК
- – коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. По сравнению с предшествующей, эволюционной, стадией развития C. представляет собой более или менее открытые, относительно быстрые изменения. Всякое качественное изменение возможно только через C. Но формы C. исключительно многообразны и зависят как от характера явления, так и от тех условий, в которых протекает его развитие. Каждое явление переходит в новое своим особым способом. Все эти переходы делятся на два относительно определенных типа: резкие и постепенные C. Первые совершаются так, что старое качество изменяется сразу, целиком (напр., превращение одних элементарных частиц в др.; в общественной жизни примером резкого, бурного C. может служить социальная революция). Др. совершаются так, что существующее изменяется частями, отдельными элементами, пока в результате постепенного развития оно не будет преобразовано в целом. Конфликт обычно представляет собой систему С. в развитии социального взаимодействия. Динамика конфликта подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Количество субъективно оцениваемого ущерба, наносимого человеку др. человеком, постепенно накапливаясь, превышает меру и путем С. вызывает ответную конфликтную реакцию. Завершение конфликта также обычно происходит скачкообразно. Знание закономерностей С. помогает конфликтологу более глубоко понять суть конфликта и точнее прогнозировать возможные варианты его развития.
СКЕТЧ-ТЕОРИЯ»(от англ. sketch theory) – теория буллинга, основанная на существовании типичных характеристик жертвы и преследователя. Предложена в 1984 г. Д. Олвеусом. Современные исследователи предлагают уделять внимание школьным факторам, внешним особенностям и манере поведения потенциальных жертв и преследователей, учитывая при этом социально-экономический статус их семей. Считается, что текущее поведение позволяет прогнозировать поведение в будущем. Начальные паттерны издевательств в значительной мере предвосхищают характер дальнейших взаимоотношений между жертвой и преследователем. В частности, лица, характеризующие себя как расчетливых, устойчивых экстравертов, имеют повышенную склонность к участию в деятельности, связанной с насилием. Такое качество, как расчетливость, служит важным предиктором участия в буллинге и совершения преступлений, связанных с насилием. Лица, вовлеченные в процесс школьной травли, как правило, обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи – все это весьма характерно для жертв буллинга. Для мальчиков травля чаще всего является частью социального взаимодействия, связанного с борьбой за власть, в то время как для девочек источником агрессивных действий чаще всего являются отношения привязанности. Как преследователи, так и их жертвы обычно имеют меньше близких друзей, чем др. дети. Хотя физические характеристики, в частности внешность и физическая сила, безусловно, важны, но их важность часто переоценивают. Любая особенность жертвы может послужить поводом для издевательств. При этом жертвы часто отличаются низкой самооценкой и склонны полагать, что заслужили свои страдания.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.